Jun. 21st, 2004

0lenka: (Default)
"Из этого следует, что эстетическим идеалом категорического согласия с бытием есть мир, в котором говно отвергнуто и все ведут себя так, словно его не существует вовсе. Этот эстетический идеал называется кич.
"Кич" - немецкое слово, которое родилось в середине сентиментального девятнадцатого столетия и распространилось затем во всех языках. Однако частое употребление стерло его первоначальный метафизический смысл: кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения все, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо."
"Чувство, которое порождает кич, должно быть, без сомнения, таким, чтобы его могло разделить великое множество. Кич поэтому не может строиться на необычной ситуации, он держится на основных образах, запечатленных в людской памяти: неблагодарная дочь, заброшенный отец, дети, бегущие по газону, преданная родина, воспоминание о первой любви.
Кич вызывает две слезы растроганности, набегающие одна за другой. Первая слеза говорит: Как это прекрасно - дети, бегущие по газону! Вторая слеза говорит: Как это прекрасно умилиться вместе со всем человечеством при виде детей, бегущих по газону! Лишь эта вторая слеза делает кич кичем."
У Кундеры кич - "категорическое согласие с бытием". Ну, бейте меня, режьте меня - несогласная я. Да, я человек, весьма далекий от культурологии, философии и прочих разумностей, но для меня вон тот вот панк, заляпанный тем самым говном по уши и страшно этим гордящийся - тоже кич, только со знаком минус, так сказать.
Для меня кич - это упрощение. Предельное упрощение всего. Категорическое отрицание того, что черное или белое зависит от точки зрения, а "все, что существует, несет зародыш собственного уничтожения".
Кич - это картины, где солнце непременно желтое, розы розовые, а трава зеленая. Это роман, где главная героиня - непременно губастая блондинка, а добро торжествует не по внутренним законам развития ситуации, а просто по определению. Потому что и хеппи-энд, и анхеппи-энд, притянутые за уши в назидание - это он, родимый. Фильмы, где у персонажей только клейма на лбу не хватает: "хороший парень" и "плохой парень". Извечные житейские истории, где свекровь непременно злая, муж непременно тряпка, начальник в обязательном порядке мудак, а подруга - подкинула проблем, сука.
Везде, где мы отрицаем возможность "плохого парня" быть гениальным художником или любить детей, а принц на белом коне никогда не болел несварением желудка - из-за угла скалится кич.
Это не "категорическое согласие с бытием", как у Кундеры, это любая категоричность в восприятии.
Проекция на плоскость.
Самое страшное, что мы так живем.
Page generated Aug. 27th, 2025 09:48 am
Powered by Dreamwidth Studios